Наиболее подходящим временем для начала обучения плаванию считается возраст около 7 лет. Ребенок, который уже начал ходить в школу, учится воспринимать информацию, подаваемую ему учителем, как и на занятиях по плаванию слышать и слушать тренера. В таком возрасте дети способны сосредотачиваться на достаточно долгий период (порядка 20 минут), понимать, что именно от них требуется и правильно выполнять указания.
К началу младшего школьного возраста физиологическое развитие ребенка достигает уровня, подходящего для занятий данным видом спорта. Появляется так называемое «чувство воды». До достижения этого возраста ребенок может только ощущать движение воды, ее давление на тело и сопротивление, однако, еще не умеет использовать полученные данные для улучшения плавучести собственного тела.
Методика обучения плаванию, включающая постановку определенной спортивной техники, не допустима до достижения ребенком 7-летнего возраста. Это обусловлено особенностями опорно-двигательного аппарата (короткие конечности, несформированные полностью мышцы и др.). А вот уже анатомо-физиологические возрастные особенности более старшего возраста обеспечивают большую долю мировых рекордов в плавании именно среди детей и подростков. Благодаря меньшему удельному весу дети обладают лучшей плавучестью, в сравнении со взрослыми, а имеющаяся подвижность в суставах и гибкость позволяют им эффективнее осваивать техники плавания. Кроме того, тело ребенка отличается лучшей обтекаемостью и меньшим сопротивлением во время движения в воде.
Обучение плаванию эффективно отражается на работе всех систем организма. Так, «гидроневесомость» облегчает питание сердечной мышцы. Венозный отток улучшается благодаря горизонтальному расположению тела. Массирующее воздействие тока воды, отсутствие статического напряжения обуславливает лучший приток крови к внутренним органам. Также значительно увеличивается сила дыхательных мышц.
Дети младшего школьного возраста сохраняют легкую психологическую возбудимость и эмоциональность. Поэтому широко используются яркие, динамичные игровые методы.
Немного позже осуществляется переход к освоению основных элементов различных стилей плавания. Отвечая на вопрос о том, как научиться плавать кролем, брассом или другим спортивным стилем, инструкторы обращают внимание родителей на имитационные движения, выполняемые на суше. Так для обучения плаванию кролем используются следующие упражнения.
Ребенок находится в сидячем положении, согнув ногу. Одной рукой он берется за носок стопы, другой — за пятку, и совершает вращательные движения в разные стороны поочерёдно.
Ребенок сидит на полу, опершись руками сзади, выпрямив ноги и оттянув носки. Он выполняет перекрестные движения ногами и движения стиля кроль, не сгибая колени на высоте до 30 см от пола.
Ребенок стоит, согнув руки и поместив кисти на плечи. Он выполняет руками круговые движения вперед и назад.
«Мельница». Ребенок стоя совершает вращение вытянутыми руками в разные стороны.
В результате подобные регулярные занятия помогают ребенку к 4 классу научиться уверенно плавать.