Ко мне часто приходят родители с рассказами о "наглости, завышенных потребностях и... низкой самооценке" подростков и вопросом: что делать? Давайте разбираться.
Кто сказал что быть подростком легко? Это совсем непростая работа мозга, души и тела. Из малыша, держащегося за мамину юбку, подросток пытается превратиться во взрослого, как правило, с трудом понимая, что значит "быть взрослым". В его голове заложена масса идей по поводу этого превращения. Здесь и сигареты, и крутизна, и растопыренные пальцы, грубость, которая частенько пугает родителей: "Он никогда таким не был!"
Дорогие мои родители, это естественный этап превращения "из куколки в бабочку". Чем терпимее мы к этому относимся (не забывая про свои границы), тем легче у наших детей это проходит. И не забываем, что до нынешнего "трудного возраста" этот киндер жил не с кем-нибудь, а с нами. И не от кого-то, а именно от нас слышал, что есть добро и зло, замечал, что его сравнивают, критикуют, прессуют...
Давайте припомним, было ли такое в вашей родительской практике: "А вот соседский Миша учится/занимается спортом/плавает лучше, чем ты!", "Посмотри на других ребят, как у них легко и просто все получается", "Что же ты у меня такая неумеха, все не как у людей...", "Посмотри, как брат все быстро делает"...Даже если звучало это из ваших уст не так грубо и оценивающе, тем не менее звучало как сравнение и, увы, след в мировоззрении ребенка оставило. Сюда же, в копилку сравнений, добавляет свое влияние школа, постоянно сравнивающая и оценивающая детей. Так что неудивительно, что у подростка возникает желание сравнивать себя с другими и делать выводы не в свою пользу, как только для этого есть хоть малейшая возможность.
Что с этим делать сегодня, когда перед нами уже не малыш, а достаточно взрослый человек, который за себя огрызнуться сможет?
Учиться и меняться никогда не поздно. Это мантра, которую я повторяю себе и обращающимся ко мне за помощью родителям изо дня в день. Не нужно бояться, что все потеряно и восстановить невозможно. Возможно.
Итак, учимся перестраивать свое мышление с оценочного и сравнительного на..."Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера", "Я обратила внимание, как ты старался, сколько усилий приложил, это замечательный результат", "Я горжусь тем, как ты уверенно идешь к цели".
Обратите внимание: мы подчеркиваем то, что хотим поддерживать у своего ребенка. Мы сравниваем его сегодняшние успехи со вчерашними. Для чего? Чтобы оказать ему его собственные достижения. Разве может работать сравнение длинноногого и коротконогого бегунов на дорожке? Разве можно сравнивать кропотливых и усидчивых девчонок со шкодливыми, неугомонными мальчишками? нельзя. Тогда зачем мы сравниваем? Это крайне неэффективно с точки зрения формирования душевно гармоничной личности.
Давайте посмотрим, что мы можем поддержать, если нас беспокоит отношения подростка к материальным ценностям.
Мы можем поддерживать его индивидуальность, потому что, сравнивая себя с другими на уровне телефонов, ребенок хочет выделиться.
Мы можем вместе с ним исследовать его стратегии постановки цели и достижения результата. Как? Например, обратить его внимание на то, когда и что у него получилось, как он этого добился, что он при этом чувствовал.
Ребенок завидует другим
Ребенок завидует другим. И вам кажется, что зависть - это стыдно, плохо. Но давайте будем честны перед собой. Мы все завидуем. Почему бы в этом не признаться? У зависти, как и у любого другого явления в жизни, есть положительная сторона: с ее помощью мы понимаем, что хотим большего, что есть к чему стремиться. Не нужно стыдить ребенка за зависть. Оглянитесь на себя: что видите в зеркале? Вы способны на зависть? Она помогает вам в жизни? Если да, признайтесь себе в ее наличии и в том, как вы используете это "негативное чувство" себе во благо. И только потом попробуйте донести это до подростка.
Поведение подростка
Психологами давно доказано, что ребенок перенимает от родителей не только слова, сколько модели поведения, отношение к жизни, ценности. Он как бы считывает наш внутренний мир, который мы порой скрываем сами от себя. Вы все еще удивляетесь, откуда у ребенка желание сравнивать себя с другими, завидовать и думать о себе "я хуже всех"?