Непосредственно после рождения ребенка есть только безусловные рефлексы (автоматизмы), но уже в первые недели жизни начинают формироваться условные рефлексы, например, пищевой. Образование условных рефлексов происходит в следующем порядке: вестибулярные, слуховые, зрительные, кожные, мышечные.
Позднее постепенно проявляется способность к дифференциации, что позволяет ребенку в определенной степени выделять из окружения отдельных людей и реагировать на них. В конце первого месяца устанавливаются эмоциональные контакты. Определяющими образованиями условных рефлексов является ориентировочные исследовательские реакции ребенка. Однако рефлекторная сфера несколько опережает развитие двигательной активности, движения ребенка еще в основном некоординированные.
В дальнейшем развитие и совершенствование моторики становится важным моментом в психической эволюции ребенка, потому что именно хватательные движения определяют его первое знакомство с предметным миром . Совершенство моторики проявляется в ползании, попытках ходить и стоять.
На втором году жизни у ребенка довольно быстро развиваются условные рефлексы и дифференциация. На первый план выступает зрительно-слуховая реакция. В этот период очень важное значение имеет общение со взрослыми, ребенок усваивает ряд действий, следуя их (начинает есть ложкой, пытается надеть рубашку и т.п.).
Важным фактором эволюции психики на этом этапе является развитие речи. Запас слов быстро увеличивается, наряду с пассивным словарем (понимание) появляются и элементы активного словаря, "произнесенный" язык. К концу второго года некоторые слова дети складывают в предложения. Действия ребенка в настоящее время имеют в основном непроизвольный характер, а его игровую деятельность регулируют и организуют взрослые.
В этот период под влиянием родителей формируются навыки, привычные формы поведения ребенка.
Эмоциональные переживания в это время составляют важный компонент жизни ребенка, его эмоции постепенно обогащаются, поэтому очень большое значение имеет положительный эмоциональный контакт с теми, кто его окружает. В конце второго года душевная деятельность ребенка становится все полнее, восприятие окружающей среды совершенствуется, расширяется объем непосредственного запоминания воспринятого. Появляются задатки умственной деятельности. В этом возрасте можно подобрать развивающую игру на сайте игрушек.
На третьем году жизни быстро развивается речь, содержание игр обогащается, становится разнообразнее, появляются тенденции к совместным играм, совершенствуются такие психические процессы, как восприятие, память, появляются задатки наглядно-образного мышления. Эмоциональная жизнь становится полнее, более дифференцированной и богаче. Общение с окружающими теперь сложнее и разнообразнее.
Четвертый - шестой годы характеризуются совершенствованием игровой деятельности, в которую вносятся элементы трудового порядка. Развивается мышление, появляется способность к обобщению и простых форм рассуждения. Относительно быстро развивается воображение. Позже появляются навыки учебной работы. Круг интересов расширяется.
Ребенок может произвольно управлять своей деятельностью. А эмоциональная жизнь еще превалирует над интеллектуальной. В целом за этот период ребенок проходит сложный путь развития (прежде всего мышления и речи), перехода от игровой деятельности к учебной, становится более самостоятельным. Его отношения с окружающими меняются и расширяются, постепенно формируется определенная личность ребенка.
В дальнейшем происходит совершенствование психической деятельности, постепенный и незаметный переход психики ребенка в психику взрослого человека. С врачебной точки зрения, на этих этапах (ранний школьный возраст) следует больше внимания уделять детям с остро выраженным доминированием воображения, поскольку в них проявляется склонность к гиперболизации и уход в своих представлениях от непосредственных данных. Анамнестические сведения и рассказы таких школьников в связи с этим требуют объективной проверки.